Новости
«Психологическая гостиная» : разговор о детях с особыми образовательными потребностями.
9 января, в самом начале нового рабочего года, в МБОУ СОШ №1 в формате «Психологической гостиной» прошла встреча психолога ОСПП Чернышовой Ю.В. с учителями и администрацией школы по вопросам психологического и педагогического сопровождении инклюзии и работы с детьми, имеющими статус ОВЗ.
С 2016 года ОСПП активно сотрудничает с Рязанской областной ПМПК по вопросам сопровождения детей ,специалисты отдела посещают методические объединения и конференции ресурсного центра, и психолог постаралась передать целевые установки на ближайший год, рассказала об изменениях в сроках обращения за статусом ОВЗ для учащихся 8-9 классов, о рекомендованной периодичности диагностики ,сроках годности документов и роли школы в мотивировании родителей на обращение за оказанием ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Объективное затруднение в работе школ по реализации МПМ для ИПРА, программ сопровождения детей с ОВЗ - отсутствие достаточного количества специалистов « в шаговой доступности» и в самих школах. Участники обсудили идею ресурсного центра о создании опорных школ в маленьких городах, но это не показалось выходом из проблемы. Также были затронуты вопросы преемственности диагностической и коррекционной работы при переходе из дошкольного образования к школьному и при смене учебных заведений (переходе в другой класс, школу).
Диалог показал, что участники искренне заинтересованы в обеспечении высокого уровня обучения детей- инвалидов и ОВЗ и оказания им помощи, продолжают осваивать готовые и разрабатывать авторские методики работы, внимательны к состоянию и запросам родителей. Однако пока нельзя сказать, что все проблемы решены. В частности, документы о формах отчетности и динамическом наблюдении, обещанные ресурсным центром, пока находятся в стадии разработки. И педагоги разных учебных заведений используют свои формы.
Кроме того, педагоги, администрация, родители нуждаются в адекватной системе понятийных инструментов для понимания и обсуждения проблем обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В качестве одного из них Чернышова Ю.В. предложила применять существующее в медицине понятие «масштаб переживания болезни» и рассказала об опыте его использования в работе с замещающими семьями г. Сасово ( адрес публикации - http://sasovo.adm-online.ru/cistema-obrazovaniya/19022015_Mashtab_perezhiv-bolezni.pdf)). Статья о возможностях и преимуществах использования этого понятия в школьной работе подготовлена автором для публикации в материалах конференции ПМПК.
Почему был выбран именно «масштаб переживания болезни»? То ,что мы думаем и чувствуем – и сочувствуем - по поводу заболевания ребенка, определяет наше отношение, поведение, воспитательные и коррекционные воздействия, наши страхи и предубеждения, надежды и планы . Пробелы в понимании состояния и возможностей у педагогов и родителей ребенка ведут к ошибкам в его обучении ,выдвижению непосильных требований или недогрузке, изоляции, послаблениям. Сверстники и общественность также имеют свои представления о том, как надо общаться и взаимодействовать с особым ребенком, какие проблемы и возможности он приносит в класс, как можно ему помочь и чем можно навредить. Понимающее и доброжелательное отношение можно сформировать, опираясь на медицинские сведения, изучение индивидуальных особенностей ребенка, мнение специалистов и родителей. Поэтому понятие « масштаб переживания болезни» может быть успешно использовано для согласования усилий педагогов, родителей и самого ребенка для реализации его образовательной программы в рамках инклюзии.
Следующая встреча в психологической гостиной состоится в ОСПП для работников дошкольных заведений в самое ближайшее время.
Чернышова Ю.В.