Новости
Гореть ,но не выгорать- возможно ли это в педагогике?
Выгорание педагогических специалистов - тема, независимо заявленная для обсуждения в 2017-18 году в нескольких педколлективах. Видимо, неспроста.
В январе об этом говорили педагоги МБОУ СОШ № 106 и психолог ОСПП Чернышова Ю.В. на встрече в «Психологической гостиной».
Небольшой диагностический опрос позволил всем участникам, в том числе и директору школы, наглядно увидеть профиль выгорания и отследить источники утечки энергии.
Кроме традиционных нагрузок, меняющаяся ,но огромная роль школы в выполнении социальных заказов при изменении культурного статуса учителя и отношения к нему родителей создает ощущение загруженности, неудовлетворения своим трудом, снижение мотивации и работоспособности.
Традиционные способы - восполнения ресурсов путем прогулок, отдыха, вкусной еды и милых покупок, или снижение траты путем избегания нагрузок уже не работают в полную меру.
Молодым педагогам может помочь развитие планирования и снижение эмоциональных трат на рутинные обязанности ( выставление оценок, заполнение дневников, проведение родительского собрания и др), выстраивание границ в коллективе, с учениками, родителями, разделение обязанностей с родителями на основании Закона об образовании.
Педагогам с любым стажем стоит познакомиться с задачей « контейнирования» негативных переживаний учеников и родителей, с которой они все чаще сталкиваются, но выполняют ее по-старинке, с огромными эмоциональными тратами.
Профессиональная помощь педагогам и супервизия – пока планы на будущее.
Профессия « педагог» относится к типу «человек-человек», а средством, инструментом работы является организм педагога и его функциональные возможности. Поддержание себя в хорошей человеческой форме - одно из профессионально-важных умений. Надо это себе не только разрешить, но и вменить в обязанность. Эту задачу прекрасно демонстрирует анекдот про истощенную родительницу, которая по совету врача купила самые вкусные конфеты, закрылась от детей в комнате и стала их есть, а на возмущенные вопросы детей, что это такое она там делает, ответила - « Я делаю вам хорошую маму!».
Вовремя прислушаться к своему организму и совету доктора, «прокачать» свои ежедневные и специальные навыки – значит, остаться целым, цельным, способным светить, гореть, но не выгорать.
Чернышова Ю.В.