logo

Управление образования
Сасовского муниципального округа

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости

08.11.2018

Неделя профилактики « Особый случай в школе».

     В связи с рядом чрезвычайных происшествий, связных с гибелью детей и подростков  от рук сверстников, общественно-опасных поступками, попытками и фактами суицида несовершеннолетних,  во всех школах города прошли семинары –диалоги о причинах деструктивного поведения подростков.
В МБОУ СОШ  № 1, 6, 106 и ООШ №2 психолог отдела социально-психологической помощи детям и подросткам МКУ ЦОДОУ  Чернышова Ю.В.  провела     семинары – диалоги  с педагогами «Особый случай в школе: возможные причины и действия педагогов про распознаванию и предотвращению деструктивного поведения», в МБОУ СОШ № 3  провела  занятие педагог-психолог Елисейкина Л.И.
Участники разобрали 2 кейса из практики психолога, для которых были известны  самоотчеты подростков о происшествии, «внутренняя картина» поступка, а также  некоторые психологические характеристики. Поговорили о том, как наложение нескольких факторов ведет к происшествиям либо в форме взрыва, либо в форме тщательно спланированной акции, выбрали признаки и параметры поведения, с которыми педагог может и должен работать  ( хронические ситуации неуспеха, давления, травли, зависимые отношения, низкий уровень развития диалогической речи , неумение выражать свои чувства, отсутствие близкого  взрослого) и неконтролируемые факторы ( обострение заболевания, невозможность педагога распознать признаки приближающегося приступа болезни, внешнее влияние на подростка его референтных групп).
Далее участникам были предложены 2 практических инструмента для работы  - треугольник ролевых позиций в конфликте «Жертва-преследователь-спаситель» и  4 составляющих эмоционального тупика  ( психотравмы).
Треугольник ролей известен как треугольник Карпмана. Он объясняет происхождение  (трансформацию, переключение) агрессивного участника конфликта из бывшей жертвы, а преследователь  - это часто тот, кто желает спасать, но увлекается давлением на спасаемого и причиняет ему страдания. Лучшее осознание своей позиции и то, как она воспринимается учащимися или родителями, поможет педагогу выстраивать свои отношения с ними более тонко.
Зная механизмы входа в психотравму, учитель сможет способствовать выходу из тупика, что и является профилактикой деструктивных  поступков в школе. Возможность выразить свои не самые красивые эмоции, предпринять пусть не самые  эффективные  или даже иллюзорно-компенсаторные действия, увидеть выход из ситуации и быть уверенным  в поддержке взрослого – спасательные круги  для подростка, оказавшегося в тупике.
Подростков также следует информировать об организациях и должностных лицах, обеспечивающих защиту прав несовершеннолетних, оказывающих им помощь. Опыт показывает, что простое информирование о том, что есть люди, небезразличные к твоей судьбе и обязанные тебя защищать, оказывает успокаивающее воздействие на ребенка.
В МБОУ СОШ № 3 занятия провела педагог-психолог Елисейкина Л.И.  Она сосредоточилась на системных механизмах обеспечения безопасности  в организации– снижения роли личностных и средовых факторов. Также она представила результаты своих исследований  тревожности детей за 2 года. Отслеживание  неблагоприятных изменений в поведении учащихся, правильное выстраивание своей педагогической  позиции учителями и умение конструктивно решать  конфликты всеми участниками образовательного снизят необходимость проявления агрессии в школьной среде.
Более 170 педагогов приняли участие в Неделе профилактики,  расширили   компетентность в вопросах безопасности, профилактики и преодоления  чрезвычайных ситуаций в образовательной среде. Вдумчивый анализ причин и механизмов  деструктивной агрессии, сочувствие горю родителей, потерявших своих детей в чрезвычайных происшествиях,  никого из педагогов  не оставил равнодушным. С другой  стороны  неоправданные ожидания  общества, надежда на то, что только педагогическими или психологическими средствами  можно исключить повторение инцидентов, вызывают тревожность и чувство вины и бессилия у педагогов. Однако они осознают возможность и необходимость развивать   инструменты  в  распознавания, профилактики, преодоления  чрезвычайных ситуаций  и готовы учиться.





Возврат к списку