Новости
08.11.2018
В МБОУ СОШ № 1, 6, 106 и ООШ №2 психолог отдела социально-психологической помощи детям и подросткам МКУ ЦОДОУ Чернышова Ю.В. провела семинары – диалоги с педагогами «Особый случай в школе: возможные причины и действия педагогов про распознаванию и предотвращению деструктивного поведения», в МБОУ СОШ № 3 провела занятие педагог-психолог Елисейкина Л.И.
Участники разобрали 2 кейса из практики психолога, для которых были известны самоотчеты подростков о происшествии, «внутренняя картина» поступка, а также некоторые психологические характеристики. Поговорили о том, как наложение нескольких факторов ведет к происшествиям либо в форме взрыва, либо в форме тщательно спланированной акции, выбрали признаки и параметры поведения, с которыми педагог может и должен работать ( хронические ситуации неуспеха, давления, травли, зависимые отношения, низкий уровень развития диалогической речи , неумение выражать свои чувства, отсутствие близкого взрослого) и неконтролируемые факторы ( обострение заболевания, невозможность педагога распознать признаки приближающегося приступа болезни, внешнее влияние на подростка его референтных групп).
Далее участникам были предложены 2 практических инструмента для работы - треугольник ролевых позиций в конфликте «Жертва-преследователь-спаситель» и 4 составляющих эмоционального тупика ( психотравмы).
Треугольник ролей известен как треугольник Карпмана. Он объясняет происхождение (трансформацию, переключение) агрессивного участника конфликта из бывшей жертвы, а преследователь - это часто тот, кто желает спасать, но увлекается давлением на спасаемого и причиняет ему страдания. Лучшее осознание своей позиции и то, как она воспринимается учащимися или родителями, поможет педагогу выстраивать свои отношения с ними более тонко.
Зная механизмы входа в психотравму, учитель сможет способствовать выходу из тупика, что и является профилактикой деструктивных поступков в школе. Возможность выразить свои не самые красивые эмоции, предпринять пусть не самые эффективные или даже иллюзорно-компенсаторные действия, увидеть выход из ситуации и быть уверенным в поддержке взрослого – спасательные круги для подростка, оказавшегося в тупике.
Подростков также следует информировать об организациях и должностных лицах, обеспечивающих защиту прав несовершеннолетних, оказывающих им помощь. Опыт показывает, что простое информирование о том, что есть люди, небезразличные к твоей судьбе и обязанные тебя защищать, оказывает успокаивающее воздействие на ребенка.
В МБОУ СОШ № 3 занятия провела педагог-психолог Елисейкина Л.И. Она сосредоточилась на системных механизмах обеспечения безопасности в организации– снижения роли личностных и средовых факторов. Также она представила результаты своих исследований тревожности детей за 2 года. Отслеживание неблагоприятных изменений в поведении учащихся, правильное выстраивание своей педагогической позиции учителями и умение конструктивно решать конфликты всеми участниками образовательного снизят необходимость проявления агрессии в школьной среде.
Более 170 педагогов приняли участие в Неделе профилактики, расширили компетентность в вопросах безопасности, профилактики и преодоления чрезвычайных ситуаций в образовательной среде. Вдумчивый анализ причин и механизмов деструктивной агрессии, сочувствие горю родителей, потерявших своих детей в чрезвычайных происшествиях, никого из педагогов не оставил равнодушным. С другой стороны неоправданные ожидания общества, надежда на то, что только педагогическими или психологическими средствами можно исключить повторение инцидентов, вызывают тревожность и чувство вины и бессилия у педагогов. Однако они осознают возможность и необходимость развивать инструменты в распознавания, профилактики, преодоления чрезвычайных ситуаций и готовы учиться.
Неделя профилактики « Особый случай в школе».
В связи с рядом чрезвычайных происшествий, связных с гибелью детей и подростков от рук сверстников, общественно-опасных поступками, попытками и фактами суицида несовершеннолетних, во всех школах города прошли семинары –диалоги о причинах деструктивного поведения подростков.В МБОУ СОШ № 1, 6, 106 и ООШ №2 психолог отдела социально-психологической помощи детям и подросткам МКУ ЦОДОУ Чернышова Ю.В. провела семинары – диалоги с педагогами «Особый случай в школе: возможные причины и действия педагогов про распознаванию и предотвращению деструктивного поведения», в МБОУ СОШ № 3 провела занятие педагог-психолог Елисейкина Л.И.
Участники разобрали 2 кейса из практики психолога, для которых были известны самоотчеты подростков о происшествии, «внутренняя картина» поступка, а также некоторые психологические характеристики. Поговорили о том, как наложение нескольких факторов ведет к происшествиям либо в форме взрыва, либо в форме тщательно спланированной акции, выбрали признаки и параметры поведения, с которыми педагог может и должен работать ( хронические ситуации неуспеха, давления, травли, зависимые отношения, низкий уровень развития диалогической речи , неумение выражать свои чувства, отсутствие близкого взрослого) и неконтролируемые факторы ( обострение заболевания, невозможность педагога распознать признаки приближающегося приступа болезни, внешнее влияние на подростка его референтных групп).
Далее участникам были предложены 2 практических инструмента для работы - треугольник ролевых позиций в конфликте «Жертва-преследователь-спаситель» и 4 составляющих эмоционального тупика ( психотравмы).
Треугольник ролей известен как треугольник Карпмана. Он объясняет происхождение (трансформацию, переключение) агрессивного участника конфликта из бывшей жертвы, а преследователь - это часто тот, кто желает спасать, но увлекается давлением на спасаемого и причиняет ему страдания. Лучшее осознание своей позиции и то, как она воспринимается учащимися или родителями, поможет педагогу выстраивать свои отношения с ними более тонко.
Зная механизмы входа в психотравму, учитель сможет способствовать выходу из тупика, что и является профилактикой деструктивных поступков в школе. Возможность выразить свои не самые красивые эмоции, предпринять пусть не самые эффективные или даже иллюзорно-компенсаторные действия, увидеть выход из ситуации и быть уверенным в поддержке взрослого – спасательные круги для подростка, оказавшегося в тупике.
Подростков также следует информировать об организациях и должностных лицах, обеспечивающих защиту прав несовершеннолетних, оказывающих им помощь. Опыт показывает, что простое информирование о том, что есть люди, небезразличные к твоей судьбе и обязанные тебя защищать, оказывает успокаивающее воздействие на ребенка.
В МБОУ СОШ № 3 занятия провела педагог-психолог Елисейкина Л.И. Она сосредоточилась на системных механизмах обеспечения безопасности в организации– снижения роли личностных и средовых факторов. Также она представила результаты своих исследований тревожности детей за 2 года. Отслеживание неблагоприятных изменений в поведении учащихся, правильное выстраивание своей педагогической позиции учителями и умение конструктивно решать конфликты всеми участниками образовательного снизят необходимость проявления агрессии в школьной среде.
Более 170 педагогов приняли участие в Неделе профилактики, расширили компетентность в вопросах безопасности, профилактики и преодоления чрезвычайных ситуаций в образовательной среде. Вдумчивый анализ причин и механизмов деструктивной агрессии, сочувствие горю родителей, потерявших своих детей в чрезвычайных происшествиях, никого из педагогов не оставил равнодушным. С другой стороны неоправданные ожидания общества, надежда на то, что только педагогическими или психологическими средствами можно исключить повторение инцидентов, вызывают тревожность и чувство вины и бессилия у педагогов. Однако они осознают возможность и необходимость развивать инструменты в распознавания, профилактики, преодоления чрезвычайных ситуаций и готовы учиться.