logo

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА САСОВО

Версия для слабовидящих

Новости

15.11.2018

«Психологическая гостиная» для родителей и воспитателей детского сада №10.

13 ноября   2018 г. в 13 часов в формате   «Психологическая гостиная» по заявке родителей и воспитателей ДОУ № 10 состоялся семинар-практикум   « Детские страхи ».
Цель встречи -  познакомить участников с нормативными  (возрастными)  и патологическими (невротическими, сверхценными ) страхами для лучшего понимания поведения ребенка и выстраивания коррекционных и поддерживающих  воспитательных стратегий. Занятие провела психолог отдела МКУ ЦОДОУ  Чернышова Ю.В.
    В  начале семинара психолог предупредила о необходимости критично воспринимать  статистические данные  исследований детских страхов. Средние показатели могут не совпадают с конкретной ситуацией каждого ребенка . К сожалению, упоминание о чужих страхах может быть «заразным» для впечатлительных натур.
Она также отметила связь страхов с ситуацией в информационном поле  (что обсуждают люди ) и социальной ситуации   (страхи детей 90-х годов отличаются от переживаний миллениалов и современных детей). Договорившись не переносить чужие симптомы на свою голову,  участники с легким сердцем отправились дальше.
    Активные и инициативные родители  быстро включились в диалог и   рассказали о своем понимании страха, затем  вместе с психологом провели их анализ  - какого типа страх ( абстрактный страх темноты  или  конкретный страх собаки,  реального или воображаемого существа и т.д., как могут появиться), в чем он мешает ребенку и родителям. Несколько практических случаев  - классические примеры психологических экспериментов бихевиористов с формированием страха кроликов, рыбки, крысы и всего, что на них похоже,  и рассказы обычных людей из интернета, примеры  из личной практики психолога и из опыта родителей  - помогли понять  механизмы фиксации, переноса, генерализации и угасания страхов. На основе этого родители получили ключик к преодолению страхов – выход из страха должен идти в обратном порядке от генерализованных форм к ключевому событию, малыми дозами с использованием игровых ситуаций, арт-практик, сочинения сказок, спектаклей, просмотра мультфильмов, где герой признает свой страх и учится его преодолевать.  
Родители также могут быть источником страха, который ребенок блокирует, не способен  выразить ( адресовать) им напрямую - поэтому энергия страха уходит на кого-то, кто по статусу  способен принимать властно –руководящие, карающие, уничтожающие   роли - Баба Яга, Кощей бессмертный, прочая неконтролируемая и могущественная нечисть. Если  у большинства детей 6-7 лет страх Бабы Яги уже угас с пониманием ее фантастической сущности, а  у вашего ребенка остается - это повод осмыслить его причины.
Участники подсчитали среднее количество страхов в каждом возрасте по таблицам Захарова  и увидели возрастную динамику-  например, начиная с 5-6 лет сказочные герои перестают пугать, но появляются абстрактные страхи и социальные страхи – страх наказания родителей, опоздания в детский сад и тревога за судьбу человечества- страх стихийных бедствий, войн, и, конечно же, страх смерти ( своей и близких), который ребенок никак не может принять, а в нашей культуре такие вопросы обсуждать не принято. Максимальное количество страхов приходится на 6-7 лет в связи с развитием и фантазии, и критического мышления, и опыта постижения мира, в том числе мира своей семьи.
По мнению воспитателей, семинар был интереснее и способствовал  обсуждению роли взрослых в профилактике   и коррекции страхов, в чем и была его задумка.
По окончании семинара родители получили индивидуальные консультации.




Возврат к списку