logo

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА САСОВО

Версия для слабовидящих

Новости

06.12.2018

Познавательный разговор психолога с подростками школы №2 "Стресс и пути его конструктивного проживания"

          29 ноября 2018 года в ООШ № 2 по заявке классных руководителей проведено занятие с учащимися 9 классов о стрессе и путях его конструктивного проживания. Автор занятия - психолог ОСПП Чернышова Ю.В.
    Учащиеся с интересом обнаружили, почему именно в подростковом возрасте возрастает подверженность стрессу и переживаниям. Это связано и бурным ростом, и с гормональной перестройкой - но еще и с развитием мышления, общих сведений о мире, лучшего понимания  и осознания жизненных трудностей, взрослых и даже глобальных проблем человечества, потерей некоторых иллюзий. Чувствовать  себя более взрослым приятно,но хлопотно!
    Стрессы бывают позитивные и негативные, кратковременные и хронические. Школьная жизнь, отношения со сверстниками и родителями, сдача ЕГЭ, выбор профессии- во многих сферах есть риск столкнуться со стрессом. Это часть жизни.
    Проблемы начинаются при превращении стресса в травму, когда очевидны 4 параметра- обозначим их Чувство, Убегание, Действие и Одиночество. В ситуации травмирующего стресса человек переживает сильные отрицательные эмоции, не может- или думает,что не может- покинуть,убежать из ситуации, у него нет готовых помогающих действий,а в детском и подростковом возрасте он не может опереться на себя, а знакомые ему взрослые также не могут помочь,что создает ощущение одиночества, покинутости, бессилия.
    Но первые буквы складываются в слово ЧУДО - и они обозначают выходы из стресса.
Во-первых,надо помочь себе прочувствовать и прожить свои чувства. Здесь неожиданно подростки узнали,что мат - некрасивое социальное проявление- иногда выполняет функцию вступления в контакт со своими чувствами, с ситуацией. Короткой фразой подросток может сигнализировать себе и окружающим о своем состоянии и некоторым образом присваивать его себе. Развитие умения называть свои чувства литературным языком- резерв самопомощи.
     Далее - убегание. Возможно,посмотрев на ситуацию под  другим углом,подросток заметит  выход . Иногда нужно буквально убежать,побегать, выйти из помещения,уехать .
     Следующий этап- действия,в том числе компенсаторные ( швыряние вещей, драки, заедание проблем, алкоголизация, шопоголизм, физическая нагрузка, спорт ,творчество - действия с знаком минус и плюс, но все так или иначе работают). Энергия стресса требует физического выражения,воплощения. Особым пунктом обсудили явление самоповреждения  (самопорезов). Договорились,что выбирая действия по выходу из стресса,нужно позаботиться,чтобы оно не приносило вред . Лучше всего выводят из травмы действия помощи и поддержки другим людям. Такой парадокс!
     И,наконец,ощущение беспомощности твоих близких взрослых. Да,если ЕГЭ стресс,то родители не могут отменить этот стресс. Но они могут поддержать, помочь в учебе, оплатить курсы,купить пособия и справочники,вкусно кормить. В каких то ситуациях нелишне напомнить ребенку,что вся система образования, органы опеки, КДНиЗП, представитель уполномоченного по правам ребенка в г. Сасове стоят на страже интересов детей и могут организовать сами и привлечь других взрослых к оказанию помощи подростку в трудной ситуации. Для девятиклассников это было приятной  новостью.
     Разговор был конструктивным, познавательным. Договорились встретиться в дальнейшем  по поводу подготовки к экзаменам.



Возврат к списку