Новости
Давайте познакомимся - участники второй Заочной конференции и аннотации работ.
В работе с семьями указанных категорий, приняли участие 16 педагогов из 8 образовательных учреждений.
Самый первый участник конференции - Васильева Н.М., воспитатель МБДОУ ДС №13, познакомила нас со своим опытом формирования и развития творческих способностей ребенка подготовительной группы Сережи М. с УО через нетрадиционное рисование.
Ребенок с ограниченными возможностями в ДОУ с удовольствием участвует в разных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.). Среди них он особо выделяет изобразительную деятельность и отдает ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование, в котором Сережа развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. При этом развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Рисование доставляет ребенку радость, создает положительный настрой.
В процессе рисования Сережа учится рассуждать, делать выводы, обогащается его словарный запас, усиливается работа воображения. Каждая из техник рисования - это маленькая игра. Их использование позволяет ребенку чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, дает больше свободы для самовыражения.
Далее знакомимся с опытом МБОУ СОШ № 6 ( 2 участника ).
Кананина Л.Н., учитель начальных классов, поделилась опытом включении в детский коллектив ребенка с нарушениями произношения и внешними особенностями. Организация работы с классом и с ребенком была построена так, чтобы помимо решения речевых задач (пополнения словарного запаса, развития связной речи, грамматического строя, автоматизации поставленных звуков), занятия способствовали объединению детей, их умению взаимодействовать между собой, развитию умения слышать собеседника, учиться вести беседу, развитию чувства соучастия, сопереживания, общения и коллективного творчества. К работе приложены фотографии.
Караваева Е.А, учитель начальных классов представила конспект комбинированного урока ( математики и окружающий мир) для учащегося 2 класса. Усвоение состава числа сочетается с задачами коррекции математической речи, мелкой моторики ,пространственной ориентировки, развитию бережного отношения к природе.
Три участника конференции от МБДОУ ДС № 11 хорошо известны среди коллег как специалисты по работе с особыми детьми. Это педагог-психолог Саенко Н.А., учитель-логопед Кузина С.А. и воспитатель группы « Берегиня» Елесина О.Н.
Саенко Наталья Александровна, педагог-психолог МБДОУДС №11 порадовала разработкой «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью «сенсорных коробок».В ее деятельности одним из принципов является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали. ФГОС также указывает на необходимость создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды.
Средства, подобранные педагогом-психологом. безусловно, этому способствуют - каждому захочется поиграть с предметами ,спрятанными в каждой ее «чудо-коробке» или, если говорить на языке педагогики, «сенсорной коробке».
Сенсорная коробка – это любая емкость с разнообразным наполнителем, которая может быть использована и в домашних условиях. Это так называемая «мини-песочница», только наполнителем может быть любой материал, пригодный для детской игры: песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое). Кроме наполнителя для игры с сенсорной коробкой используются различные предметы: для детей младшего возраста крупные (совочки, сито, ведерки и различные емкости, кубики, грабли и т.д.), а для детей постарше – мелкие (палочки от мороженого, игрушки из киндер-сюрпризов и др.). Каждую коробку создаю по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, тематике, звуку или фактуре. Таким образом, дети усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени.
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУДС № 11 Кузиной Светланы Александровны связан с использованием игр-тренажеров для формирования мелкой моторики пальцев рук в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ,прежде всего с теми, у кого наблюдается пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, негативные эмоциональные переживания (тревожность, агрессия, неуверенность), снижение интереса к окружающему миру, нарушение внимания, мышления, зрительного восприятия, памяти и речи. Такие детки испытывают трудности в организации речевого общения и игровой деятельности.
Учитель-логопед считает, что очень важно грамотно организовать игровую деятельность в следующих формах :
Упражнения с предметами,
Игры с природным материалом,
Игры с мозаикой,
Игры из бросового материала
Важный принцип для того, чтобы превратить игру в развивающее занятие - переходить от спонтанных действий к действиям по образцу, а затем по замыслу.
Оказывается , бросовый материал один из самых доступных способов по развитию мелкой моторики рук – он не слишком гибкий, что создает определенную сложность при работе с ним. Методика работы с данным материалом строится также от простого к сложному. Представленные в приложениях пособия экономичны, их легко изготовить самостоятельно, они позволяют разнообразить содержание занятий.
МБОУ «Детский сад №6» представило на конкурс программу «Организация индивидуальной коррекционно- речевой помощи для ребенка-инвалида», авторы - логопед Марутина И.П. и воспитатель Китова Е.П.
В 2016 году в детский сад был зачислен ребенок с диагнозом врожденная расщелина твердого и мягкого неба (открытая ринолалия). В связи с этим возникла необходимость разработки индивидуальной коррекционной программы.
Болезнь вызвала нарушение тембра голоса и звукопроизношения ребенка , обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы, ребенка трудно понять, возникает дискомфорт в общении со сверстниками и взрослыми, раздражительность, конфликтность. Правильно организованная коррекционная работа делает возможным значительное улучшение тембра голоса и исправление нарушения звукопроизношения, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Курицына Е.О., воспитатель МБДОУДС N 4, рассказала об опыте взаимодействия с родителями ребенка – инвалида, имеющего нарушения в опорно-двигательной системе. Работа называется «В одной команде». По ее словам, в ДОУ нет группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Но коллектив обеспечивает создание оптимально комфортных условий для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями исходя из их интересов, возможностей и личных особенностей, обеспечение атмосферы психологического комфорта и формирование адекватных способов вхождения в социум.
В результате рождения ребенка с ОВЗ отношения внутри семьи, контакт с окружающим социумом искажаются. Изменения связаны с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи такого ребенка. Педагогам ДОУ приходится сталкиваться с рядом проблем: отказом понимания родителями истинных проблем своего ребенка (родители видят нарушения в двигательной сфере, но не хотят замечать других сопутствующих заболеваний, считают, что все пройдет само собой и др.) или кардинально противоположное (считают своего ребенка хуже «остальных», постоянно сравнивая с другими детьми). Случается столкнуться и с отсутствием мотивации к взаимодействию с педагогами; неэмоциональным, иногда агрессивным отношении к собственному ребенку.
Проект предполагает тесное взаимодействие всех участников: родителей, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, детей.
Следующий участник – МБОУ СОШ № 1.
Учитель начальных классов Филатова О.В. познакомила с использованием мнемотехники в коррекционно - разивающей работе с детьми с ОВЗ. Представлен ряд мнемотехнических приемов разной сложности (мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы) в копилку учителей начальных классов для развития связной речи через совершенствование монологической речи. Развитием связной речи детей решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление рассказов по картине о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, и везде мнемотехника приносит пользу. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
- происходит знакомство с буквами;
- развивается связная и диалоговая речь;
- развивается умение, понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
- формируются навыки правильного звукопроизношения;
- развивается умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- происходит развитие психических процессов: внимания, мышления, воображения и памяти;
- создаются ситуации сказочного, игрового характера.
Учитель математики Тулбанова О.И. развивает использование ТРИЗ в преподавании своего предмета и предлагает оценить возможности ТРИЗ для формирования универсальных учебных действий. Актуальной задачей педагог считает развитие творческого мышления для детей с ОВЗ, т. к. они затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии.
Дети с ОВЗ часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упуская существенное, не могут адекватно оценить ситуацию.
Предлагаемые приемы работы по использованию ТРИЗ-технологии позволяет совершенствовать такие ценные для ребенка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Учитель начальных классов НОШ № 5 Загородникова Е.Н. представила свои рекомендации по здоровьесбережению на уроках с детьми с ОВЗ. Они касаются проведения физкультминуток. Тезисы представлены в виде презентации, удобной для использования .
Завершает список участников МБОУ СОШ № 3, на конференции были кратко представлены материалы учителя начальных классов и социального педагога. Психологическая работа с детьми-инвалидами будет представлена на семинаре в МБОУ СОШ № 3 ,ориентировочно в марте 2019 года.
Шаркова С.А., учитель начальных классов, рассказала о своем опыте работы с ребенком с РАС - расстройствами аутистического спектра. Как правило, педагоги не имеют специальной подготовки для обучения детей данной категории, поэтому учитель честно делится различными трудностями , возникавшими на протяжении всего времени работы с ребенком. Бывало, что урок проходил необычно- педагог сама задавала вопросы и сама на них отвечала, а мальчик молчал. Спустя какое-то время ребенок привык к учителю, принял в свой мир.Заболевание научило педагога каждый раз, встречаясь со своим учеником, открывать для себя что-то новое, и маленькими шажками продвигаться вперед.
Социальный педагог Акимушкина Е.Н. в своей школе много лет является руководителем и вдохновителем волонтерского отряда «Пламя», поэтому неслучайно она представила материалы своего опыта развития волонтерской помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Елена Николаевна эмоционально реагирует на то ,что дети изолированы от общества, живут в семейном кругу, убеждена, что таким детям нужна помощь в социализации, они должны чувствовать, что они не одни, что они как все дети должны радоваться жизнью, играть, общаться со сверстниками. Детям можно помочь социально адаптироваться в обществе, общаясь с ними, привлекая их к участию в различных творческих конкурсах, выставках , в спортивных мероприятиях. Работа волонтеров с детьми ОВЗ ведется в течение 4 , лет и с каждым годом она становиться более разнообразной. Работа с детьми ОВЗ планируется ежегодно ,традиционными стали « сезонные посиделки», новогодние поздравления на дому, мероприятия посвященные Дню инвалида. Дети посещают мероприятия не только в школе , но и в учреждениях культуры и спорта. Очень интересно проходят встречи детей и волонтерами во время проведение различных мастер-классов ( изготовление новогодних поделок, изделий из теста, посещение химической лаборатории), для родителей организуются встречи с различными специалистами. Благодаря данной работе у детей повышается уровень самооценки, повышается настроение, улучшается самочувствие, развивается речь, навыки общения, мелкая моторика.
Вторая заочная конференция состоялась, она привлекла больше участников и показала разнообразие видов деятельности, требующихся для реализации программ реабилитации ребенка-инвалида или программ развития детей с ОВЗ. К сожалению, не все участники указали, как именно их разработки включены в реализацию конкретных ИМП для ИПРА, насколько их применение определяется именно указанным планом мероприятий, а не учебным планом, планами уроков преподавателя, в достаточной ли мере они реализуют или превосходят требования ИМП для ИПРА. Значит, остались вопросы для обсуждения на личных встречах! В 2019 году в ОСПП уже запланирован большой семинар для работников ДОУ, где участники Заочной конференции также смогут еще раз поделиться опытом и ответить на вопросы коллег.
В нашем разделе "Социально-психологическая служба" во вкладке "Информационная гостиная" размещены материалы для ознакомления с опытом работы педагогов:
1.Марутина И.П., логопед, Китова Е.П., воспитатель, МБДОУДС №6, Программа «Организация индивидуальной коррекционно- речевой помощи для ребенка-инвалида»
2.Саенко Н.А., педагог-психолог МБДОУДС №11, «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью «сенсорных коробок»
3.Кузина С.А., учитель-логопед МБДОУДС № 11, "Использование игр-тренажеров для формирования мелкой моторики пальцев рук в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ"