logo

Управление образования
Сасовского муниципального округа

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости

30.03.2016

Семинар для классных руководителей школ города по профилактике риска суицидов среди детей и подростков

В целях предотвращения случаев суицидов и оказания необходимой своевременной педагогической помощи подросткам 28 марта 2016 г. в отделе социально-психологической помощи детям и подросткам МКУ ЦОДОУ прошел городской семинар для классных руководителей среднего и старшего звена школ № 1, 2 и 106 по профилактике риска суицидов и антивитального поведения среди детей и подростков, ведущим которого была педагог-психолог отдела Чернышова Юлия Валерьевна.

Несмотря на наличие большого количества материалов по теме в интернете, обсуждение темы в живом общении необходимо и профессионально важно. Тема суицида окутана негативными эмоциями, связанными с собственным страхом смерти, сопереживаниями чужому горю, осознанием непоправимости и собственного бессилия, необученностью технологиям помощи, страхом навредить. Естественно, что она вызывает сопротивление, трудности в обсуждении. А говорить с детьми об этом особенно трудно. Практически никто из участников не проводил бесед на эту тему. Помочь педагогам расставить акценты и ответить на те вопросы, которые их действительно волнуют - вот цель семинара. Перед семинаром им было предложено записать свои вопросы, которые и составили план работы на встрече.

Как оказывается, каждый педагог в той или иной степени сталкивался с антивитальным поведением, случаи суицидов в городе и среди учащихся всегда имеют большой резонанс. Риск суицида не уменьшается. Среди факторов, влияющих на суицид, участники называли общий экономический кризис, кризис системы воспитания и социализации, расслоение в обществе, отсутствие близких, доверительных отношений с родителями. Отдельно заявлена проблема стрессогенности сдачи ЕГЭ. То есть прятать голову в песок школа не может - риск существует. Участники рассмотрели вопросы о поведенческих признаках, этапах развития суицидального поведения, особенностях оказания педагогической помощи на каждом этапе, неэффективных и даже вредных действиях. Педагог-психолог Чернышова Ю.В проинформировала о учащении случаев самоповреждения (порезов) подростков, которые не являются суицидными попытками, но сигнализируют о неблагополучии, и о роли взрослых, родителей в формировании жизнестойкости или, наоборот, развитии ощущения безвыходного тупика. Педагог-психолог также обратила внимание, что помогающая работа должна проводиться не только с самим ребенком или его близкими в случае попытки суицида или других антивитальных действий, но и со всеми свидетелями и окружением ребенка. В частности, с одноклассниками. Умение поделиться с детьми своими чувствами, не давать резких комментариев и осуждений, избегать советов, показать внимание и бережное отношение к жизни любого человека - основа первичной помощи. Следует избегать выражений «Все будет хорошо» и слов «всегда», «никогда», способствовать преодолению тоннельного эффекта и развитию вариативности мышления. Чернышова Ю.В. рассказала о выявленных недавно феноменах «Фейсбук-депрессия» и «Синдром Ассоль». Первый связан с появлением чувства уныния после разглядывания «парадных» фотографий в социальных сетях на фоне собственного неблагополучия, проявляется у подростков, часто посещающих социальные сети. Второму подвержены все возрастные категории- это надежда на чудесные изменения и попытка перетерпеть сейчас, чтобы потом получить невиданное счастье. Но «потом» все не наступает и однажды человек понимает, что надежды просто нет. Эти примеры показывают, что группа риска гораздо шире, чем это может показаться, и подтверждают необходимость перманентной поддерживающей работы с детьми и подростками по формированию продуктивного, конструктивного поведения в повседневной жизни. 

В заключение участники по традиции получили буклеты –памятки для взрослых «Как не допустить беды!» и для подростков «Если твой друг оказался в беде», желающие смогли задать личные вопросы.

Юлия Чернышова, педагог-психолог МКУ ЦОДОУ.






Возврат к списку