logo

Управление образования
Сасовского муниципального округа

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости

08.10.2020

Профилактика вовлечения подростков в субкультуру

Субкультура — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический или любой другой характер, равно как и комбинацию из них.
Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов.
Причины участия молодежи в неформальных группах: непонимание в семье, вызов семье; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; нежелание быть как все; желание утвердиться, привлечь к себе внимание; дань моде; влияние криминальных структур; жестокие компьютерные игры, копирование образцов западной культуры, структур и течений; отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни; неразвитая сфера организации досуга; возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях; идейные убеждения; вызов обществу, возможность проявить протест.
По социально-правовому критерию неформальные молодежные объединения подразделяются на:
1) просоциальные (положительной направленности), способствующие позитивной, социальной активности молодежи («зелёные», «пацифисты», фонды молодежных инициатив, творческие ассоциации и др.);
2) асоциальные (нейтрального типа), создаваемые для проведения досуга «рокеры», «байкеры», «скейтеры», «геймеры» и др.);
3) антисоциальные (отрицательной направленности) («колумбайн», «скинхеды» и др.).
По критерию ценностных ориентаций выделяют следующую типологию молодежных субкультур:
- романтико-эскапистские субкультуры,
- гедонистическо-развлекательные,
- криминально-делинквентные,
- анархо-нигилистические,
- экстремистские политизированные субкультуры (радикально-деструктивные).
Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростков, по мнению Я.И. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей:
1) Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных).
2) Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Внутреннее напряжение подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которых предлагает субкультура.
3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить что он может сам.
4) Потребность в принятии социумом: Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства. Серьезной привлекательностью обладает яркая, непосредственная эмоциональная насыщенность общения, удовлетворение, получаемое от групповой деятельности, искренность отношений (зачастую иллюзорная).
5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институами. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отреагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, выработка альтернативных сценариев поведения и т.д.
6)  Потребность в получении удовольствий, стремление к получению максимально сильных, приятных ощущений. Проявления разнообразны: употребление ПАВ, различные формы развлечений и т.д.
8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.
Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре.
Говоря о последствиях субкультурного образа жизни, нельзя забывать об определенной опасности, особенно если речь идет об асоциальном, антисоциальном характере субкультуры. Группа – это, прежде всего ощутимый конкретный мир, под влиянием которого и живет подросток и если группа эта носит асоциальный характер – то и направление ее деятельности будет асоциальным.
Негативное влияние субкультуры на личность подростка может выражаться в недоверии к людям, высоком уровне агрессивности, чувстве превосходства и самоуверенности, непринятии себя, ведомости, эмоциональном дискомфорте, что приводит к искажению адекватности внешнего облика и поведения. Деструктивно направленные субкультуры затрудняют социализацию и адаптацию подростков, отрицательно сказываются на выполнении возрастных задач и здоровом образе жизни.
У представителей субкультурных групп негативной направленности выражены враждебность, инфантильность, конфликтность, агрессивность, нарушение норм и правил поведения, употреблении психоактивных веществ.




Возврат к списку