Новости
13.05.2021
При этом часто остаются в тени жизненные навыки ребенка: выживать в трудных обстоятельствах, уметь добывать еду и деньги, покупать продукты, готовить, ухаживать за младшими, ориентироваться в городе, путешествовать автостопом, социальные навыки общения со взрослыми и сверстниками, в том числе в ситуации конфликтов, иногда и сексуальная просвещенность или опыт не по возрасту - навыки, которые отсутствуют у домашнего ребенка,. То есть, с одной стороны ребенок отстает, а с другой - опережает сверстников. Он неправильно пишет жи-ши, у него плохо работает «внутренний архивариус» для запоминания формул и правил, но умеет чинить машины и считать деньги.
Такой вариант развития называется мозаичным, неравномерным. В чем его причина? Их много, но одна общая для всех приемных детей - травма потери. Приемные дети в самом начале своей жизни пережили глобальную катастрофу – утрату семьи, родных стабильных взрослых, пережили отсутствие родительской любви и заботы, не имели необходимых условий для нормального развития и зачастую подвергались дополнительным травмам – жестокому обращению и насилию. Зная историю некоторых из них, удивляешься, как они вообще выжили в тех обстоятельствах, в которые попали.
Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей – сирот и социальных сирот, а не «наследственность» и органические нарушения.
Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это тормозит их познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к чужим взрослым, на поиск эмоционального тепла, когда его не хватает. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие развивающей среды, плохая забота о питании, физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию (задержке) в физическом ,эмоциональном и интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.
Низкая общая эрудиция, задержка психического и физического развития, эмоциональное неблагополучие, гиперактивность и дефицит внимания как следствие разбалансированности нервной системы – то, с чем приходят в школу дети, имеющие опыт жизни в неблагополучной семье с последующей институционализацией. Потому что этим их «обеспечили» родители. И педагогический коллектив сталкивается с проблемой -нужно ли оценивать приемных детей так же часто и с теми же мерками, как обычных , выставлять им справедливые оценки, делать замечания по поведению по общим требованиям – или проявить снисходительность, жалость, сочувствие ?
Разумеется, оценивать и выдвигать требования нужно. Ребенок и сам нуждается в оценке, как от учителя, так и со стороны близких взрослых и ровесников. Так он учится и развивается, усваивает социальные нормы, учится сам оценивать себя и планировать свой путь. Поэтому альтернатива жалеть или прощать в корне неверная. Грамотное сочетание фактических ( на соответствие формальным требованиям) и стимулирующих ( за индивидуальный прогресс или авансом, для мотивации ) оценок- нам в помощь.
Первая задача взрослых - понимать мозаичность развития, уметь оценить сильные и слабые стороны ребенка, показать родителю, где школьные, социальные и эмоциональные навыки, знания, умения находятся ниже допустимого минимума и нуждаются в развитии, коррекции, а иногда и медицинской поддержке - и вместе двигаться по пути освоения нового опыта. Совместные усилия помогут «вытянуть» учебную ситуацию из кризиса и укрепить отношения ребенка с его семьей. Потому что успех в учебе социально значим, и помогает ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя «на равных» с другими, больше доверять взрослым и надеяться на лучшее.
Хотите узнать об этом больше? Предлагаем вам полезные ссылки для педагогов, приемных родителей и не только: будем читать и понимать больше!
https://www.miloserdie.ru/article/priemnyj-rebenok-i-shkola-lyudmila-petranovskaya-provela-lektsiyu-diskussiyu/ - Людмила Петрановская про эффект подсолнуха и многое друге
https://bigchange.ru/upload/medialibrary/27d/Brochure_Priemny_Rebenok.compressed.pdf - огоромное методическое пособие, предлагает карты выхода из трудных ситуаций по алгоритму «есть проблема - в чем причина - как помочь», причины плохого поведения , список фильмов для совместного просмотра с детьми и другие материалы для приемных родителей.
Напоминаем Вам :
Бесплатные консультации психологов, социальных педагогов г. Сасово родителям в г. Сасово вы можете получить в консультативных пунктах по месту учебы или пребывания ребенка - то есть в школах, детских садах - и на базе Центра ППМСП «Согласие» по адресу ул.Типанова д.2 в рамках проекта « Мы всегда рядом» . Тел для записи 2-23-43 , звонить лучше с 14. 00 до 17.00.
Учебные проблемы приемных детей: жалеть – нельзя - прощать?
Приемные дети, даже воспитываясь в семье, негласно продолжают носить метку особости, по отношению к ним существует много стереотипов, в том числе касающихся их умственного развития, успеваемости, успешности. А результат - либо вера в возможность ребенка подтянуться до уровня «всех», либо жалость и попустительство, либо ощущение безнадежности.При этом часто остаются в тени жизненные навыки ребенка: выживать в трудных обстоятельствах, уметь добывать еду и деньги, покупать продукты, готовить, ухаживать за младшими, ориентироваться в городе, путешествовать автостопом, социальные навыки общения со взрослыми и сверстниками, в том числе в ситуации конфликтов, иногда и сексуальная просвещенность или опыт не по возрасту - навыки, которые отсутствуют у домашнего ребенка,. То есть, с одной стороны ребенок отстает, а с другой - опережает сверстников. Он неправильно пишет жи-ши, у него плохо работает «внутренний архивариус» для запоминания формул и правил, но умеет чинить машины и считать деньги.
Такой вариант развития называется мозаичным, неравномерным. В чем его причина? Их много, но одна общая для всех приемных детей - травма потери. Приемные дети в самом начале своей жизни пережили глобальную катастрофу – утрату семьи, родных стабильных взрослых, пережили отсутствие родительской любви и заботы, не имели необходимых условий для нормального развития и зачастую подвергались дополнительным травмам – жестокому обращению и насилию. Зная историю некоторых из них, удивляешься, как они вообще выжили в тех обстоятельствах, в которые попали.
Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей – сирот и социальных сирот, а не «наследственность» и органические нарушения.
Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это тормозит их познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к чужим взрослым, на поиск эмоционального тепла, когда его не хватает. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие развивающей среды, плохая забота о питании, физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию (задержке) в физическом ,эмоциональном и интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.
Низкая общая эрудиция, задержка психического и физического развития, эмоциональное неблагополучие, гиперактивность и дефицит внимания как следствие разбалансированности нервной системы – то, с чем приходят в школу дети, имеющие опыт жизни в неблагополучной семье с последующей институционализацией. Потому что этим их «обеспечили» родители. И педагогический коллектив сталкивается с проблемой -нужно ли оценивать приемных детей так же часто и с теми же мерками, как обычных , выставлять им справедливые оценки, делать замечания по поведению по общим требованиям – или проявить снисходительность, жалость, сочувствие ?
Разумеется, оценивать и выдвигать требования нужно. Ребенок и сам нуждается в оценке, как от учителя, так и со стороны близких взрослых и ровесников. Так он учится и развивается, усваивает социальные нормы, учится сам оценивать себя и планировать свой путь. Поэтому альтернатива жалеть или прощать в корне неверная. Грамотное сочетание фактических ( на соответствие формальным требованиям) и стимулирующих ( за индивидуальный прогресс или авансом, для мотивации ) оценок- нам в помощь.
Первая задача взрослых - понимать мозаичность развития, уметь оценить сильные и слабые стороны ребенка, показать родителю, где школьные, социальные и эмоциональные навыки, знания, умения находятся ниже допустимого минимума и нуждаются в развитии, коррекции, а иногда и медицинской поддержке - и вместе двигаться по пути освоения нового опыта. Совместные усилия помогут «вытянуть» учебную ситуацию из кризиса и укрепить отношения ребенка с его семьей. Потому что успех в учебе социально значим, и помогает ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя «на равных» с другими, больше доверять взрослым и надеяться на лучшее.
Хотите узнать об этом больше? Предлагаем вам полезные ссылки для педагогов, приемных родителей и не только: будем читать и понимать больше!
https://www.miloserdie.ru/article/priemnyj-rebenok-i-shkola-lyudmila-petranovskaya-provela-lektsiyu-diskussiyu/ - Людмила Петрановская про эффект подсолнуха и многое друге
https://bigchange.ru/upload/medialibrary/27d/Brochure_Priemny_Rebenok.compressed.pdf - огоромное методическое пособие, предлагает карты выхода из трудных ситуаций по алгоритму «есть проблема - в чем причина - как помочь», причины плохого поведения , список фильмов для совместного просмотра с детьми и другие материалы для приемных родителей.
Напоминаем Вам :
Бесплатные консультации психологов, социальных педагогов г. Сасово родителям в г. Сасово вы можете получить в консультативных пунктах по месту учебы или пребывания ребенка - то есть в школах, детских садах - и на базе Центра ППМСП «Согласие» по адресу ул.Типанова д.2 в рамках проекта « Мы всегда рядом» . Тел для записи 2-23-43 , звонить лучше с 14. 00 до 17.00.