logo

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА САСОВО

Версия для слабовидящих

Новости

22.09.2017

Зло непоправимое…

Вспышки подростковой агрессии - бессмысленной и беспощадной, не до первой крови, а до смерти – всегда поражают. Шумиха в СМИ, видео в интернете со столбиком комментариев, обсуждение возле подъезда. Консилиум специалистов. Объяснение. Затишье. Новое происшествие. Почему опять?

Агрессия - неотъемлемая часть человеческой природы, встроенная опция. Она помогала людям выживать, бороться с врагами и разрушать препятствия. Ну не выкинуть это слово из песни. И не забыть бы… Агрессия имеет свои закономерности, а когда человек или общество ее игнорируют, не дают выхода, не принимают в расчет, она накапливается, крепнет и громко заявляет о себе.

Людей с действительно высоким уровнем внутренней агрессии меньше, чем принято считать. За агрессию часто принимают сходные внешне явления - раздражительность, директивность, вспыльчивость, нетерпимость. 

Агрессия имеет много форм. Она бывает прямой и косвенной (это называется срывать зло на других), активной или защитной, вызвана чьим-то конкретным поступком или спровоцирована обстановкой в обществе, дозволенностью экстремистских действий. Деструктивность усиливается в ситуации общественных беспорядков - в толпе уровень агрессивности повышается. Агрессии можно научиться, наблюдая поведение других. Часто это эффективный способ влиять на людей (кнут и пряник в нашей культуре до сих пор соревнуются в популярности). Зло, направленное на себя, называется аутоагрессией и может привести к нанесению повреждений или суициду.

Подростки более чувствительны к провокативным поводам и легко накапливают «полные баки» агрессии. Брось спичку - и рванет. Алкоголь и веселая компания «единомышленников» накаляют градус. Вовремя сказанное слово- может остановить.

Неожиданные агрессивные поступки могут быть первым проявлением (манифестацией) серьезных психических отклонений. Они обычно провоцируются ничтожным поводом, который вызывает чрезмерную реакцию (например, избиение незнакомого человека, который «не так посмотрел» или необъяснимо жестокая драка с одноклассником, который несколько месяцев назад сказал какие-то слова, которых уже никто и не помнит). Могут быть как внезапными, так и спланированными (вплоть до выбора места, где спрятать тело жертвы).

Редкий случай агрессивного поведения обусловлен особым душевным дефицитом - нарушением привязанности, которое встречается у детей, рано потерявших родителей или подвергавшихся в детстве лишениям и жестокому обращению. При таком нарушении у ребенка буквально убита способность формирования теплых чувств к близким, не развиты жалость, сопереживание, и даже последующее воспитание в заботливой приемной семье не всегда вылечивает этот социальный недуг.

Разрушительные поступки агрессивного человека требуют от социума адресного и адекватного ответа. Адресатами помощи во всех происшествиях должны быть не только жертва, но и свидетели, и сам агрессор, а также все, кого косвенно травмировало происшествие. 

Почему обязательно нужно помочь агрессору? Неконтролируемые агрессивные поступки указывают, что человек слаб перед силой переполняющих его страстей, он нуждается не только в сдерживании, но и в подпитке, в ресурсах, в утешении, смягчении нрава. В христианстве есть специальные иконы для молитв в защиту от нетерпимости, раздражения, в случаях размолвок между близкими людьми, родителями и детьми, а также в случаях любой вражды в обществе, в том числе во время смуты и военных конфликтов. Это иконы с изображением Богородицы «Умягчение злых сердец» и сходная с ней по смыслу и композиции «Семистрельная». Иконы призывают не ранить друг друга и небесных покровителей злыми поступками, усмирять злобу в сердце, развивать добрые чувства.

Даже один агрессивный поступок затрагивает множество людей, а стоимость деструктивной агрессии особенно велика, поэтому целесообразно предотвратить зло всем миром, чем потом всем миром залечивать последствия, применять наказание и вздрагивать от ужаса при воспоминаниях.

Наверно, не каждый представляет, какой объем работы проводится в учебных заведениях нашего города по профилактике отклоняющегося поведения. Это труд десятков человек – руководителей организаций, педагогов-предметников, классных руководителей, социальных педагогов и педагогов-психологов, волонтеров, участников Школьных служб примирения, членов Совета отцов, Совета профилактики, попечительского совета, специалистов из партнерских организаций. Работа, направляемая администрацией города, 

Управлением образования, КДН и ЗП, органом опеки создает постоянный поток превентивных мер, благодаря которому в школьной среде – надеемся - снижается риск непоправимого зла, уменьшается количество провоцирующих факторов, расширяются зоны комфортного совместного времяпровождения, появляется больше поводов для сотрудничества и дружеского общения. Этими усилиями выстраивается путь к конструктивному поведению детей и подростков, повышается мотивация и растут навыки про-социального поведения.

И пусть каждый заглянет в свое сердце.

Чернышова Ю.В., психолог ОСПП

Возврат к списку