logo

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА САСОВО

Версия для слабовидящих

Новости

09.10.2017

Инклюзия - тема встречи в Психологической гостиной

В конце октября ответственные за организацию работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях, педагоги- психологи встретились в Психологической гостиной ОСПП по плану проекта "Все вместе".

Проблемы инклюзии, создания специальных условий для обучения, юридических и методических аспектов оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями остаются актуальными и требуют перманентного обсуждения, рефлексии накопленного опыта, коррекции ошибок, распространения эффективных инструментов помощи.

Оценку опыта реализации ИПМ для программ ИПРА детей-инвалидов в ОУ дала и.о начальника управления образования Ларькина Т.А. Она представила количественные показатели и напомнила о требованиях к срокам, документации, планированию и отчетности. Практика работы по реализации ИПМ указала на необходимость обеспечения преемственности в работе между ДОУ и школами.

Перспективы развития инклюзии участники смогли представить через анализ пути Европейских стран, имеющих более чем 20-летний опыт, прежде всего - Финляндии и Италии, где каждый ребенок включен в систему образования. Переход системы подготовки особенных детей от медикализации, сегрегации к интеграции и инклюзии, варианты взаимодействия школ и ресурсных центров, подготовку специальных преподавателей, технологию со-учительства, асисстирования и тьюторства, варианты комплектования классов в этих странах наглядно в игровой форме представила психолог ОСПП Чернышова Ю.В. Какой вариант будет успешнее в нашей стране - покажет время, но безупречной системы обучения детей с особыми образовательными потребностями пока не существует.

Напряженной частью встречи стала презентация, подготовленная педагогом-психологом МБОУ СОШ №3 Елисейкиной Л.И. Прежде всего, выяснилась необходимость еще раз обсудить отличие терминов "ребенок-инвалид" (устанавливается в системе медицинской помощи) и ребенок с ОВЗ (устанавливается в педагогической системе на ПМПК). Путаница или бытовое использование терминов ведут к путанице в системе помощи, в отчетности и понимании диапазона ответственности специалистов. Для детей с ОВЗ основные коррекционные воздействия строятся в рамках обучения и являются педагогической коррекцией, и педагог должен быть готовым к такому формату работы. 

Ведущий специалист управления образования Митина Н.Б. подключилась к разговору и напомнила о 8 основных категориях детей с ОВЗ, о группе тяжелых сочетанных нарушений и об отличии понятий ЗПР и умственная отсталость. Участники договорились о строгом соблюдении терминологии в работе. Однако в социуме слово "инвалид" все еще несет негативную окраску, поэтому для взаимодействия с родителями участники все-таки предпочитают вариант " дети с особыми образовательными потребностями", что в достаточной мере отражает ситуацию с особенным ребенком в школе, какой бы статус " особости" он не имел - медицинский или педагогический.

В продолжение презентации участники познакомились с ресурсами для изучения и использования адаптированных программ (АООП) и специальных коррекционных программ.

Преодолев усталость, участники подключились к выступлению педагога-психолога МБДОУ ДС №11 Саенко Н.А. Она рассказала о рекомендациях специалистам ДОУ по динамическому наблюдению за развитием детей. Ведущая встречи Чернышова Ю.В. напомнила, что ресурсный центр на базе областной ПМПК уже готовит к утверждению Дневник динамического наблюдения и надо быть готовым к его использованию.

Долгая беседа показала, что - как и в странах Европы- для налаживания инклюзии как эффективного саморазвивающегося механизма в образовании усилий потребуется много.

Психолог ОСПП МКУ ЦОДОУ Ю.В. Чернышова



Возврат к списку