Новости
24.10.2017
Встреча педагогов МБОУДС №6 в Психологической гостиной «Профессиональное благополучие педагогов»
По заявке МБОУ детский сад № 6 прошла встреча психолога отдела социально-психологической помощи детям и подросткам МКУ ЦОДОУ Чернышовой Ю.В. с педагогами учреждения. Формат встречи - выездная психологическая гостиная, а тема - профессиональное выгорание.
Тема актуальна для профессий типа «Человек-человек», где общение с различными категориями участников — дети, их родители, коллеги, руководство- требует большого количества коммуникативных компетенций и всегда создает ситуации неопределенности, неожиданных запросов, давления, претензий, распределения полномочий и ответственности, получения обратной связи. Более того, она задевает за живое, а в случае игнорирования вытаскивает на поверхность подавленную агрессию или депрессию. Для организации это оборачивается снижением работоспособности сотрудника, конфликтами в коллективе, снижением качества услуг, циркулированием раздражения по инстанциям — от нижестоящих к вышестоящим и обратно.
Высокие запросы к внутренним ресурсам - издержки профессии, они носят системный характер и выражаются, например, в лозунге «Сердце отдаю детям», под которым готовы подписаться многие педагоги. Он несколько выходит за границы должностных обязанностей, но в нашей культуре от педагогов ожидают именно полной отдачи и сердечного отношения к работе. Как совместить этот прекрасный посыл с необходимостью поддерживать собственную жизнеспособность и работоспособность, желанием сохранить свое сердце при себе?
Понимание механизмов профессионального выгорания поможет педагогам выстроить стратегии распределения и накопления ресурсов, делегирования затрат, предотвращения «утечек». А наполненному человеку будет что отдать на благо людям, поделиться не последним!
В игровой форме участники обсудили симптомы выгорания и источники утечек Один из неожиданных симптомов выглядит чисто педагогически - «учительствование», желание поучать и давать советы. Излишняя тревога также может выражаться в бесконечном поиске лучших методик, посещении большого количества курсов и семинаров, накоплении сертификатов. Казалось бы, благо, а на самом деле распыление сил.
Традиционные советы (больше отдыхать, наполнять душу приятными впечатлениями, радовать себя покупками, поездками, общением, вкусной и здоровой пищей) повышают общий объем доступных ресурсов, но не отменяют необходимости выстраивать границы, осознавать, что мы делаем и зачем, является ли это нашей зоной ответственности или можно это отдать другим участникам для их же блага. Участники согласились, что некоторые действия, выполняемые воспитателями, относятся к обязанностям родителей, и зачастую нужно жестко наступить на свое желание « сделаю сама, потому что так быстрее и лучше» ради развития собственных компетентностей родителей, иначе в перспективе появляется тенденции перекладывать всю ответственность за воспитание на работников сада по типу «Я не справляюсь, а «выж педагог»!».
Затем участники потренировались осознавать, что любые « недобровольные» траты ресурсов имеют свой смысл, на самом деле они обслуживают наши потребности - в признании, принятии, избегании конфликтов, страха противостоять коллективу, избегания проблем с руководством и т. д. Осознавание поможет перейти от позиции «у меня отняли» к позиции «я отдал, потому что...», а далее к вопросам - готов ли отдавать еще или пора перейти в режим накопления.
Повышение профессионального уровня, снижение исполнительских затрат — еще один источник противодействия профессиональному выгоранию. Поэтому именно супер-профессионалы могут отдавать частичку души детям и нетравматично участвовать в педагогических конкурсах.
Неформальный, эмоциональный разговор в Психологической гостиной стал стимулом искать свой путь к присвоению ответственности за свое профессиональное благополучие и передачу другим участникам возможности развивать свою собственную зону ответственности.
Юлия Чернышова.