Новости
25.11.2022
Завершающий семинар был призван обсудить сложную тему, выявленную в ходе предшествующей работы с участниками проекта: вопросы послушания и возражения. Должен ли ребенок во всем соглашаться с родителем, имеет ли он право и возможность протестовать, в том числе активно, как реагировать родителю на протесты и в чем функция негативного поведения.
По впечатлениям от недавней поездки специалистов Центра на осенний психологический фестиваль для ноябрьской встречи была выбрана новая форма работы - сказкотерапия. Примерив на себя роли основных персонажей сказки «Морозко», участники разобрали 2 ситуации: покорность/ строптивость подростка и согласие/ несогласие выполнять поручение взрослого. И оказалось, что не все так однозначно и с милой Настенькой, и с дерзкой Марфушенькой. С развитием независимости у подростков закономерно развивается потребность отвергать любую взрослую личность, обладающую определенной властью или авторитетом. Они хотят быть сами себе начальниками, ни перед кем не отчитываться. На фоне отношений не с кровным, а с замещающим родителем это может вести к непониманию, обидам, отвержению. Создавать риск отказа или ухода ребенка из семьи - риск вторичного сиротства.
Сказочная ситуация в «Морозко» в психологическом смысле - социальное испытание, проверка подростка на понимание ситуаций доминирования и подчинения, самоконтроля в регламентированных отношениях, а не индивидуальных отношений героев. Умение распознавать такие ситуации и выстраивать ролевые взаимодействия повышает коммуникативную компетентность подростка.
А как быть родителю? Принимая во внимание, что задача возраста — отделение от родителей и приобретение независимости, сам по себе вызов взрослому авторитету не так уж и плох. Так заложено природой и социумом, что подросткам свойственно оступаться, совершать ошибки, нарушать договоренности, спорить, не признаваться. Но важно, чтобы рядом были родители, понимающие важность ограничений и сами имеющие личные границы. Ограничения не дадут подростку скатиться в пропасть, обеспечат нормальное взросление, отделение от родителей и приобретение независимости. Поэтому в завершении семинара участники получили памятки «Укрощение строптивого - или право на чувства?», а также Анкеты обратной связи и задания Итогового тестирования родительских компетенций (тест эмпатии).
Проект заканчивается, сотрудничество продолжается.
Семинар Укрощение строптивого
Цикл семинаров проекта «Теплота семейная» Центра согласие направлен на улучшение взаимодействие детей и родителей в замещающих семьях, построение и укрепление надежной привязанности, рост родительских компетенций и ресурсов.Завершающий семинар был призван обсудить сложную тему, выявленную в ходе предшествующей работы с участниками проекта: вопросы послушания и возражения. Должен ли ребенок во всем соглашаться с родителем, имеет ли он право и возможность протестовать, в том числе активно, как реагировать родителю на протесты и в чем функция негативного поведения.
По впечатлениям от недавней поездки специалистов Центра на осенний психологический фестиваль для ноябрьской встречи была выбрана новая форма работы - сказкотерапия. Примерив на себя роли основных персонажей сказки «Морозко», участники разобрали 2 ситуации: покорность/ строптивость подростка и согласие/ несогласие выполнять поручение взрослого. И оказалось, что не все так однозначно и с милой Настенькой, и с дерзкой Марфушенькой. С развитием независимости у подростков закономерно развивается потребность отвергать любую взрослую личность, обладающую определенной властью или авторитетом. Они хотят быть сами себе начальниками, ни перед кем не отчитываться. На фоне отношений не с кровным, а с замещающим родителем это может вести к непониманию, обидам, отвержению. Создавать риск отказа или ухода ребенка из семьи - риск вторичного сиротства.
Сказочная ситуация в «Морозко» в психологическом смысле - социальное испытание, проверка подростка на понимание ситуаций доминирования и подчинения, самоконтроля в регламентированных отношениях, а не индивидуальных отношений героев. Умение распознавать такие ситуации и выстраивать ролевые взаимодействия повышает коммуникативную компетентность подростка.
А как быть родителю? Принимая во внимание, что задача возраста — отделение от родителей и приобретение независимости, сам по себе вызов взрослому авторитету не так уж и плох. Так заложено природой и социумом, что подросткам свойственно оступаться, совершать ошибки, нарушать договоренности, спорить, не признаваться. Но важно, чтобы рядом были родители, понимающие важность ограничений и сами имеющие личные границы. Ограничения не дадут подростку скатиться в пропасть, обеспечат нормальное взросление, отделение от родителей и приобретение независимости. Поэтому в завершении семинара участники получили памятки «Укрощение строптивого - или право на чувства?», а также Анкеты обратной связи и задания Итогового тестирования родительских компетенций (тест эмпатии).
Проект заканчивается, сотрудничество продолжается.