Новости
16.03.2023
Семья - наш щит, наше убежище, источник сил…либо источник стрессов, угроз, беспомощности и попыток с этим справиться. Социальные педагоги находятся в постоянном контакте с семьями групп риска и часто являются первыми помощниками дисфункциональной семьи. Задача семинаров – повышение компетенции специалистов и овладение эффективными инструментами работы с семьей.
Задача первого этапа семинара - познакомиться со внутренним устройством семей. С помощью методики – конструктора « Роботы» участники «построили» семьи и увидели, насколько разной может быть их структура – иерархичной или хаотичной, сплоченной или разобщенной, узкой или расширенной, стабильной или мутирующей - а затем познакомились с наиболее частыми моделями семьи: детоцентрированной, партнерской, с отстраненным родителем и другими . В качестве одной из самых опасных дисфункций была представлена семья, в которой ребенок вынужден брать на себя роль взрослого и родителя по отношению к своим некомпетентным или несостоятельным родителям, занимающим детскую позицию. Такое явление называется парентификация, от слова «parent» - родитель. Причины могут быть разные, в том числе заболевание родителя, алкоголизация, незрелость или иждивенческая позиция, но ребенок вынужден или желает решать проблемы не по возрасту – начиная с того, что семья будет есть на ужин, в чем ходить в школу и до вопросов развода и регулирования отношений между родителями. Постоянно находясь в роли взрослого, ребенок теряет родительский контроль, становится нечувствителен к педагогическому воздействию, переоценивает свои силы, теряет ощущение опасности, возникает магическое ощущение « Я все сам могу без взрослых». Но из-за особенностей мышления и недостатка опыта это путь к катастрофе. Кроме того, у подростков формируется убеждение –« Я не виноват, меня обстоятельства вынудили». Такое сочетание всесилия, вседозволенности и непогрешимости может быть механизмом развития отклоняющегося поведения . Участники разобрали случаи из практики ЦППМСПП и опыта сопровождения замещающих семей.
Понимание парентификации как механизма неблагополучия - только первый шаг. Нужны инструменты работы с этим явлением. Поэтому во второй части семинара обсудили варианты содействия развитию у ребенка здоровой парентификации, в частности, инструментальной – забота и помощь заболевшему родителю, старшим родственникам как посильный вклад ребенка в семью ( принести лекарство, приготовить еду, позаботиться другим посильным образом) и общая помощь по дому с обязательной благодарностью от старших членов семьи. Так ребенок репетируют свои будущие родительские функции, поведение в качестве мужа, жены, родителя.
Рано или поздно мы все становимся родителями своим постаревшим мамам и папам, и в этот период тоже можно говорить о здоровой и нездоровой парентификации. Оценить, не чрезмерна ли наша роль, поможет буклет и тест, который получили все участники.
Было интересно и полезно. Будем применять.
Три семинара против семейного неблагополучия.
В феврале – марте 2023 года в МБУ ЦППМСП « Согласие» состоялись семинары –практикумы на тему « Роль семейных дисфункций в развитии делинквентного поведения у детей и подростков» в связи с происшествиями 2022 года , в которые были вовлечены несовершеннолетние :16 февраля прошло занятие для социальных педагогов и заместителей по воспитательной работе дошкольных учреждений, 2 марта - для социальных педагогов школ и 6 марта – для сотрудников органа опеки и специалистов самого Центра.Семья - наш щит, наше убежище, источник сил…либо источник стрессов, угроз, беспомощности и попыток с этим справиться. Социальные педагоги находятся в постоянном контакте с семьями групп риска и часто являются первыми помощниками дисфункциональной семьи. Задача семинаров – повышение компетенции специалистов и овладение эффективными инструментами работы с семьей.
Задача первого этапа семинара - познакомиться со внутренним устройством семей. С помощью методики – конструктора « Роботы» участники «построили» семьи и увидели, насколько разной может быть их структура – иерархичной или хаотичной, сплоченной или разобщенной, узкой или расширенной, стабильной или мутирующей - а затем познакомились с наиболее частыми моделями семьи: детоцентрированной, партнерской, с отстраненным родителем и другими . В качестве одной из самых опасных дисфункций была представлена семья, в которой ребенок вынужден брать на себя роль взрослого и родителя по отношению к своим некомпетентным или несостоятельным родителям, занимающим детскую позицию. Такое явление называется парентификация, от слова «parent» - родитель. Причины могут быть разные, в том числе заболевание родителя, алкоголизация, незрелость или иждивенческая позиция, но ребенок вынужден или желает решать проблемы не по возрасту – начиная с того, что семья будет есть на ужин, в чем ходить в школу и до вопросов развода и регулирования отношений между родителями. Постоянно находясь в роли взрослого, ребенок теряет родительский контроль, становится нечувствителен к педагогическому воздействию, переоценивает свои силы, теряет ощущение опасности, возникает магическое ощущение « Я все сам могу без взрослых». Но из-за особенностей мышления и недостатка опыта это путь к катастрофе. Кроме того, у подростков формируется убеждение –« Я не виноват, меня обстоятельства вынудили». Такое сочетание всесилия, вседозволенности и непогрешимости может быть механизмом развития отклоняющегося поведения . Участники разобрали случаи из практики ЦППМСПП и опыта сопровождения замещающих семей.
Понимание парентификации как механизма неблагополучия - только первый шаг. Нужны инструменты работы с этим явлением. Поэтому во второй части семинара обсудили варианты содействия развитию у ребенка здоровой парентификации, в частности, инструментальной – забота и помощь заболевшему родителю, старшим родственникам как посильный вклад ребенка в семью ( принести лекарство, приготовить еду, позаботиться другим посильным образом) и общая помощь по дому с обязательной благодарностью от старших членов семьи. Так ребенок репетируют свои будущие родительские функции, поведение в качестве мужа, жены, родителя.
Рано или поздно мы все становимся родителями своим постаревшим мамам и папам, и в этот период тоже можно говорить о здоровой и нездоровой парентификации. Оценить, не чрезмерна ли наша роль, поможет буклет и тест, который получили все участники.
Было интересно и полезно. Будем применять.