logo

Управление образования
Сасовского муниципального округа

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости

16.03.2023

Три семинара против семейного неблагополучия.

    В феврале – марте 2023 года  в МБУ ЦППМСП « Согласие»  состоялись  семинары –практикумы на тему « Роль семейных дисфункций в развитии делинквентного поведения у детей и подростков» в связи с происшествиями  2022 года , в которые были вовлечены несовершеннолетние :16 февраля  прошло занятие для социальных педагогов и заместителей по воспитательной работе дошкольных учреждений,    2 марта   -  для социальных педагогов школ и  6 марта – для  сотрудников органа опеки и специалистов самого Центра.
Семья - наш щит, наше убежище, источник сил…либо источник стрессов, угроз, беспомощности и попыток с этим справиться. Социальные педагоги находятся в постоянном контакте с семьями групп риска и часто являются  первыми помощниками дисфункциональной  семьи. Задача семинаров – повышение компетенции специалистов и овладение эффективными инструментами работы с семьей.
Задача первого этапа семинара - познакомиться со внутренним устройством семей. С помощью методики – конструктора « Роботы» участники «построили»  семьи и увидели, насколько разной может быть их структура – иерархичной или хаотичной, сплоченной или  разобщенной, узкой или расширенной, стабильной или мутирующей - а затем познакомились с  наиболее частыми моделями семьи: детоцентрированной, партнерской, с отстраненным родителем и другими . В качестве одной из самых опасных дисфункций была представлена семья, в которой ребенок вынужден брать на себя роль взрослого и родителя по отношению к своим некомпетентным или несостоятельным родителям, занимающим детскую позицию.  Такое явление называется парентификация, от слова «parent» - родитель. Причины могут быть  разные, в том числе заболевание родителя, алкоголизация, незрелость или иждивенческая позиция, но ребенок вынужден или желает решать проблемы не по возрасту – начиная с того, что семья будет есть  на ужин, в чем ходить в школу и до вопросов развода и регулирования отношений между родителями. Постоянно находясь в роли взрослого, ребенок теряет родительский контроль,  становится нечувствителен к педагогическому воздействию, переоценивает свои силы, теряет ощущение опасности, возникает магическое ощущение « Я все сам могу без взрослых». Но из-за особенностей мышления и недостатка опыта это путь к катастрофе. Кроме того, у подростков формируется убеждение –« Я не виноват, меня обстоятельства вынудили». Такое сочетание всесилия, вседозволенности и непогрешимости может быть механизмом развития отклоняющегося поведения . Участники разобрали случаи из практики ЦППМСПП и опыта сопровождения замещающих семей.
Понимание парентификации как механизма неблагополучия - только первый шаг. Нужны инструменты работы с этим явлением. Поэтому во второй части семинара обсудили варианты содействия развитию у ребенка здоровой парентификации, в частности, инструментальной – забота и помощь заболевшему родителю, старшим родственникам как посильный вклад ребенка в семью ( принести лекарство, приготовить еду, позаботиться другим посильным образом) и общая помощь по дому с обязательной благодарностью от старших членов семьи. Так ребенок  репетируют свои будущие родительские функции, поведение  в качестве мужа, жены, родителя.
Рано или поздно мы все становимся родителями своим постаревшим мамам и папам, и в этот период тоже можно говорить о здоровой и нездоровой парентификации. Оценить, не чрезмерна ли наша роль, поможет буклет и тест, который получили все участники.
Было  интересно и полезно. Будем применять.






Возврат к списку