logo

Управление образования
Сасовского муниципального округа

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости

05.12.2023

Лики материнства

Празднуя  День Матери, мы освежаем в душе  самые красочные  слова  и образы: любимая, дорогая, единственная, лучшая. Про такую золотую Маму много пословиц сложено: « Маменька родимая ‒ свеча неугасимая», « При солнце тепло, а при матери добро», «Сердце матери лучше солнца греет», « Материнская молитва со дна моря достанет». Образ матери в славянской культуре – Берегиня,  спасительница рода. В этом смысле материнская роль является доминантой  взрослой женщины, а дети - главным объектом заботы. Образ  Берегини также  восходит своими истоками к символу Руси - образу женщины-матери, отсюда и Матушка Русь, Россия - мать. Идеальная мать согласно такой постановке проблемы всех защитит, объединит, соберет под свое крыло, не даст в обиду.
…Пройдет праздник, и мы вспомним про непраздничный, ежедневный вариант Матери : она и поругает, и накажет, и не всегда внимательна к запросам детей, устает на работе и не справляется с гневом, раздражением. Требует послушания и помощи от детей.  Грозит будущими несчастьями. «Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает». « Если для матери сделаешь яичницу даже на своей ладони, и тогда у неё будешь в долгу». «Если мать хорошее пожелает, жизнь счастливой будет, проклянёт – всё прахом пойдёт». «Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьёт».     
Случаются, к сожалению,  и вариант неуспешной – «плохой матери». Если кратко, то хорошая мать  - авторитетная, мудрая, добрая, эмоциональная, принимающая своего ребенка, имеющая позитивный опыт общения в своей родительской семье. Плохая мать - злая, жестокая, отвергающая или безучастная, не принимающая своего ребенка. Образ ужасной матери включает в себя нелюбовь к детям, отказ заботиться о них, девиантное поведение.
Но в любой день остается очень уязвимая категория матерей, которые не всегда в полной мере могут гармонично реализовать  свою роль, свою миссию. Это замещающие, приемные матери. Ключевое понятие - не родные. А для неродных матерей в русском фольклоре есть только один образ – мачеха. Если в понимании общества мать ассоциируется с доброй, ласковой, терпеливой, то приемная мать чаще всего занимает негативный полюс Мачех.
Неоднозначность образа матери в целом ( идеальная мать, хорошая мать, достаточно хорошая мать, плохая мать, опасная мать и т.д ) не могла не повлиять на образ приемной матери. Первая проблема заключается в том, что требования к хорошей приемной матери в нашем обществе выше, чем к достаточно хорошей матери данной эпохи. Приучение к труду, строгость, запреты, наказания, традиция донашивания одежды младшими детьми в семье, передача игрушек  или телефона « по наследству», слабая  успеваемость детей, вызовы в школу - часто по всем этим параметрам замещающая мать заранее «недостаточно хороша» по сравнению с аналогичным поведением кровных матерей.
Считывая общественное отношение, дети также могут пользоваться образами неродной матери для критики и отторжения. Так, в воспитательном конфликте ребенок может упрекнуть: «Сейчас ты мне расскажешь, что ты и твои родные дети учились в школе хорошо, радовали родителей, всегда выполняли домашние задания и никогда-никогда не врали. А еще скажешь, что во всем виновата моя плохая наследственность». Такие высказывания могут поставить в тупик и ранить…
Только в приемных семьях обнаруживается такое явление, как  страх «обнуления» (прекращения родительских обязанностей)  - принятие ребенка в семью на определенный срок, риск возвращения его в биологическую семью в любой момент без согласия приемных родителей, риск того, что после 18-летия ребенок выйдет из семьи и не будет поддерживать контакты, оборвет привязанность…
В смешанной семье женщине сложно сделать выбор: уравнять всех  детей в материнской любви либо  быть хорошей матерью своим детям и не пытаться стать хорошей матерью для приёмных, а сохранить статус воспитательницы.
Противоречия, вызванные несовместимостью требований общества к приемной матери быть идеальной матерью, собственной модели хорошей матери и мнением социума о приемной матери как об изначально плохой могут стать причиной личностного кризиса и воспитательной неуверенности женщины.
Участники встречи согласились, что, учитывая отличия замещающей семьи, к приемным матерям необоснованно предъявлять те же требования, что и к обычным. При этом психологи  считают важным сохранить у ребенка понимание своего происхождения - чтобы место кровных родителей было свободно и определено, и тогда системное равновесие в приемной семье не будет нарушено.
Поведение приемного ребенка в отсутствии родной матери и наличии замещающего родителя может быть разным - это и молчаливое горевание, и мечты о бегстве или идеальном спасителе, намерение заработать уважение, гнев и вражда или принятие и прощение. С этими вариантами участники познакомились через анализ трех сказок: татарской сказки «Зухра и месяц» (https://mirckazok.ru/tatarskie-skazki/zukhra-i-mesiatc ), вьетнамской сказки « Мачеха и падчерица» ( https://mirckazok.ru/vetnamskie-skazki/machekha-i-padcheritca и осетинской сказки с таким же названием  (https://wordru.ru/skazki-o-machexe-i-padcherice) Вы тоже можете с ними познакомиться.
Они являются связкой к теме следующей встречи – о самосознании, самоотношении  и идентификации ребенка в замещающей семье.
Откровенный разговор еще раз подтвердил, что в приемных семьях на все этапах развития воспроизводятся объективные причины для  возникновения потребности в поддержке, одобрении, профессиональной педагогической и психологической помощи. Для обеспечения этих функций и был создан  Клуб замещающих родителей « Открытые сердца». Как всегда, после наших общих мероприятий желающие получили индивидуальные консультации специалистов. А закончили мы семинар двумя пословицами: «Не всякая  мачеха крапива, не всякая  падчерица маков цвет» и той, которую мы все хорошо знаем: « Не та мать, что родила, а та, что взрастила».





Возврат к списку