logo

Управление образования
Сасовского муниципального округа

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости

04.03.2024

Буллинг - новое слово или новое явление?

Термин «буллинг» произошел от английского bullying, что означает запугивать, травить, задирать. Данный феномен обнаруживается в разных ситуациях и местах: в школе, на рабочем месте, в армии. Впервые феномен был описан в ХХ веке этологом Конрадом Лоренцом в результате наблюдений за животными. Само слово «буллинг» (bullуing)  произошло от слова «буйвол, бык» (bull). Ученый занялся исследованием необъяснимого факта: внутри одного подвида происходит целенаправленное ущемление или даже уничтожение собратьев. Причем чаще  не в стаях хищников, а в стадах травоядных.  Наблюдалось, что  и стаи мелких птиц не дают покоя одному из сородичей, отгоняют его от ближайшего окружения. Птицы -  все как один - набрасываются на того, кто отличается от них, кто мешает стае.
В психологию термин «буллинг» ввёл норвежский психолог Дан Ольвеус  в 1993 году. Буллинг понимается Д. Ольвеусом как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек неоднократно и на протяжении довольно длительного времени  сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в неравных  властных отношениях. С тех пор его применяют для обозначения особого рода конфликтов в школьной среде, на русском языке обычно означаемых словом «травля». Хотя еще в 1970-х годах Дэн Олвеус опубликовал исследование  «Агрессия в школах: хулиганы и мальчики для битья». Он подчеркнул, что в случаях травли  жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Этот факт отличает травлю от конфликта, в которой силы сторон примерно равны.  Единичные акты агрессии, нередкие в школе, обычно быстро находят  разрешение. Например, стороны конфликта мирятся, или игнорируют друг друга, или находят компромисс. Напротив, эпизоды буллинга носят накопительный эффект, и затяжной конфликт только нарастает с течением времени.
Несмотря на немногочисленность внутриклассных конфликтов с признаками буллинга в наших школах, тема острая. Все случаи подлежат фиксации, рассмотрению и отчетности. А опыт профилактики - анализу и распространению.
В   феврале   руководитель Центра « Согласие», педагог-психолог  Сипина Е.О и педагог-психолог Центра Чернышова Ю.В. приняли участие в окружном семинаре «Профилактика буллинга» (Из опыта работы МБОУ Сасовской СОШ № 3)» на базе МБОУ СОШ № 3. Мероприятие было организовано по инициативе педагога-психолога, члена клуба «Лидер» Елисейкиной Л.И.
Психологи-участники встречи выразили пожелание развивать «сенсорные эталоны» - чувствительность взрослых  к проявлениям травли, ключевыми признаками которой, как указано выше, считаются неравноправное положение в конфликте, хроническая коммуникация в позициях « агрессор-жертва», длительные отрицательные переживания жертвы, а также  молчаливое избегание свидетелей. И, конечно, поддержали идею, что непременное  условие – общая и персональная включенность педагогов школы, всего коллектива и каждого учителя-предметника, классного руководителя, социального педагога и психолога, администрации в профилактику и прекращение травли. Нельзя воодрузить эту почетную миссию только на психолога или социального педагога и ждать волшебного искоренения. Только общая атмосфера нетерпимости к травле и поддержка про-социальной активности детей – условие качественной профилактики. А психологи выполнят свою часть работы.
Повышение грамотности взрослых - залог успешной профилактической и воспитательной работы по поводу конфликтогенных  ситуаций в школе.



Возврат к списку