Новости
04.03.2024
В психологию термин «буллинг» ввёл норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Буллинг понимается Д. Ольвеусом как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек неоднократно и на протяжении довольно длительного времени сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в неравных властных отношениях. С тех пор его применяют для обозначения особого рода конфликтов в школьной среде, на русском языке обычно означаемых словом «травля». Хотя еще в 1970-х годах Дэн Олвеус опубликовал исследование «Агрессия в школах: хулиганы и мальчики для битья». Он подчеркнул, что в случаях травли жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Этот факт отличает травлю от конфликта, в которой силы сторон примерно равны. Единичные акты агрессии, нередкие в школе, обычно быстро находят разрешение. Например, стороны конфликта мирятся, или игнорируют друг друга, или находят компромисс. Напротив, эпизоды буллинга носят накопительный эффект, и затяжной конфликт только нарастает с течением времени.
Несмотря на немногочисленность внутриклассных конфликтов с признаками буллинга в наших школах, тема острая. Все случаи подлежат фиксации, рассмотрению и отчетности. А опыт профилактики - анализу и распространению.
В феврале руководитель Центра « Согласие», педагог-психолог Сипина Е.О и педагог-психолог Центра Чернышова Ю.В. приняли участие в окружном семинаре «Профилактика буллинга» (Из опыта работы МБОУ Сасовской СОШ № 3)» на базе МБОУ СОШ № 3. Мероприятие было организовано по инициативе педагога-психолога, члена клуба «Лидер» Елисейкиной Л.И.
Психологи-участники встречи выразили пожелание развивать «сенсорные эталоны» - чувствительность взрослых к проявлениям травли, ключевыми признаками которой, как указано выше, считаются неравноправное положение в конфликте, хроническая коммуникация в позициях « агрессор-жертва», длительные отрицательные переживания жертвы, а также молчаливое избегание свидетелей. И, конечно, поддержали идею, что непременное условие – общая и персональная включенность педагогов школы, всего коллектива и каждого учителя-предметника, классного руководителя, социального педагога и психолога, администрации в профилактику и прекращение травли. Нельзя воодрузить эту почетную миссию только на психолога или социального педагога и ждать волшебного искоренения. Только общая атмосфера нетерпимости к травле и поддержка про-социальной активности детей – условие качественной профилактики. А психологи выполнят свою часть работы.
Повышение грамотности взрослых - залог успешной профилактической и воспитательной работы по поводу конфликтогенных ситуаций в школе.
Буллинг - новое слово или новое явление?
Термин «буллинг» произошел от английского bullying, что означает запугивать, травить, задирать. Данный феномен обнаруживается в разных ситуациях и местах: в школе, на рабочем месте, в армии. Впервые феномен был описан в ХХ веке этологом Конрадом Лоренцом в результате наблюдений за животными. Само слово «буллинг» (bullуing) произошло от слова «буйвол, бык» (bull). Ученый занялся исследованием необъяснимого факта: внутри одного подвида происходит целенаправленное ущемление или даже уничтожение собратьев. Причем чаще не в стаях хищников, а в стадах травоядных. Наблюдалось, что и стаи мелких птиц не дают покоя одному из сородичей, отгоняют его от ближайшего окружения. Птицы - все как один - набрасываются на того, кто отличается от них, кто мешает стае.В психологию термин «буллинг» ввёл норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Буллинг понимается Д. Ольвеусом как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек неоднократно и на протяжении довольно длительного времени сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в неравных властных отношениях. С тех пор его применяют для обозначения особого рода конфликтов в школьной среде, на русском языке обычно означаемых словом «травля». Хотя еще в 1970-х годах Дэн Олвеус опубликовал исследование «Агрессия в школах: хулиганы и мальчики для битья». Он подчеркнул, что в случаях травли жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Этот факт отличает травлю от конфликта, в которой силы сторон примерно равны. Единичные акты агрессии, нередкие в школе, обычно быстро находят разрешение. Например, стороны конфликта мирятся, или игнорируют друг друга, или находят компромисс. Напротив, эпизоды буллинга носят накопительный эффект, и затяжной конфликт только нарастает с течением времени.
Несмотря на немногочисленность внутриклассных конфликтов с признаками буллинга в наших школах, тема острая. Все случаи подлежат фиксации, рассмотрению и отчетности. А опыт профилактики - анализу и распространению.
В феврале руководитель Центра « Согласие», педагог-психолог Сипина Е.О и педагог-психолог Центра Чернышова Ю.В. приняли участие в окружном семинаре «Профилактика буллинга» (Из опыта работы МБОУ Сасовской СОШ № 3)» на базе МБОУ СОШ № 3. Мероприятие было организовано по инициативе педагога-психолога, члена клуба «Лидер» Елисейкиной Л.И.
Психологи-участники встречи выразили пожелание развивать «сенсорные эталоны» - чувствительность взрослых к проявлениям травли, ключевыми признаками которой, как указано выше, считаются неравноправное положение в конфликте, хроническая коммуникация в позициях « агрессор-жертва», длительные отрицательные переживания жертвы, а также молчаливое избегание свидетелей. И, конечно, поддержали идею, что непременное условие – общая и персональная включенность педагогов школы, всего коллектива и каждого учителя-предметника, классного руководителя, социального педагога и психолога, администрации в профилактику и прекращение травли. Нельзя воодрузить эту почетную миссию только на психолога или социального педагога и ждать волшебного искоренения. Только общая атмосфера нетерпимости к травле и поддержка про-социальной активности детей – условие качественной профилактики. А психологи выполнят свою часть работы.
Повышение грамотности взрослых - залог успешной профилактической и воспитательной работы по поводу конфликтогенных ситуаций в школе.