logo

Управление образования
Сасовского муниципального округа

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости

30.11.2017

Мир растущего подростка нуждается в защите

         По запросу  МБОУ ООШ № 2  16 ноября   психолог отдела социально-психологической помощи детям и подросткам МКУ ЦОДОУ  Чернышова Ю.В. провела  родительское собрание на тему «Психологические особенности семиклассников». На встрече также присутствовали родители шестиклассников — заглянули на огонек, чтобы получить советы «на вырост». Инициаторами обращения были учителя, заметившие снижение успеваемости и рост поведенческих проблем, но родители тоже согласились, что в их жизни закончился период стабильности и покоя, начался период бурных изменений, потому разговор был долгим.                                                                                                                                                                   Вот некоторые вопросы, затронутые на встрече.

Побочные эффекты быстрого роста.

 Начнем с корня проблем - из него растет все остальное. Именно процессы  физического роста и социального взросления являются ведущими в этом возрасте. Скачок роста и связанные с ним неравномерное созревание отдельных систем приводит к болям в суставах и сердце,  дефектам внешности- прыщам, растяжкам,сутулости, что не способствует ни хорошему самочувствию, ни хорошему настроению.  Диспропорция роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений – появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость, возрастает риск травм. У подростков часто наблюдается синдром вегетативной дисфункции, скачет давление, возможно возникновение сердечных шумов. Сосуды сердца не успевают за его ростом, в результате сердце как бы подвисает на сосудах - ощущение не из приятных. Очень много энергии и вещества уходит на рост нервных клеток, и это обкрадывает центральную нервную систему, приводит к закономерному снижению успеваемости,  самоконтроля, ухудшениям поведения. Вот в таком физическом состоянии подросток является миру.

Исчезновение детства.

 Та роль, которая отводится подросткам в современном обществе,  и тот статус, который они получают, приводят к трудностям в отношениях с окружающими, с учителями и  родителями. На фоне быстро развивающихся детей родители и учителя потеряли традиционное превосходство, которое раньше давал возраст -  опыт, компетентность, знание правильных ответов на все случаи жизни. Эти функции забрал интернет и в этом плане подростки вполне могут обходиться без взрослых. Родители потеряли статус старших - они играют в те же игры, что и подросток, смотрят те же фильмы и носят похожую по стилю одежду. Родители потеряли право добиваться послушания физическими методами, строгими наказаниями, угрозами.  Авторитет не работает - волшебной палочки тоже нет. Дети могут остаться психологически без присмотра и опеки. А там недалеко и одичать. Что делать? Зарабатывать авторитет. Говоря современным языком, «прокачивание» собственных навыков  в быту, в профессиональном развитии, в форме хобби  - залог того,что к родителю будут относиться как к личности, а не как кошельку и кормушке, будут прислушиваться, и он сможет передать больше опыта и ценностных ориентаций своему ребенку.

Гадкие гаджеты.

Телефон,компьютер, и даже маленький безобидный спиннер- все это может быть как средством решения актуальных для подростка задач, способом снять напряжение, так и источником проблем и  зависимостей. Вопрос в том, как ребенок этим пользуется. Родители не должны прятать голову в песок, если сами не являются активными пользователями. Попросить ребенка найти рецепт, технический совет, информацию о погоде и другое,скачать фильм, музыку, информацию по работе - повод больше узнать о своем ребенку, наладить еще один канал взаимодействия, превратить интернет из врага в средство. Или даже друга.

Что со всем этим делать.

Принимать. Понимать. Сотрудничать. Вести.

Задачи родителей в это период- с пониманием относится к возрастным особенностям и по возможности учитывать их в быту. И, как прежде, продолжать выполнять свои основные родительские функции- кормить, заботиться, помогать выстраивать режим дня, поддерживать эмоционально, принимать ответственность за организацию учебы и свободного времени. Поддерживать здоровую привязанность, ощущение родства, близости, чувство семьи, связи поколений. Верить, что неуспехи в учебе имеет возрастной характер, но, соглашаясь на поблажки ребенку, не допускать снижения  успеваемости ниже критического уровня.

Итог.

 Психологические знание-подспорье в вопросах воспитания, но больше всего родителей заинтересовала формула, по которой можно вычислить будущий рост ребенка: рост мамы,  сложенный с ростом папы, поделенный надвое, к этой цифре нужно прибавить примерно 8-10 см для мальчиков и отнять 6.5 см для девочки. Вы тоже можете это проверить.


Юлия Чернышова,

психолог отдела  МКУ ЦОДОУ



Возврат к списку