logo

Управление образования
Сасовского муниципального округа

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости

19.12.2017

Психологическое просвещение родителей и педагогов «Детская агрессия, причины, что делать?»

14 и 15 декабря в рамках мероприятий отдела социально-психологической помощи детям и подросткам МКУ ЦОДОУ «Год мира и толерантности в семье» проведены 2 мероприятия: встреча замещающих родителей в Клубе приемных родителей "Открытые сердца" на тему «Почему дети ведут себя агрессивно» и выездное заседание Психологической гостиной для воспитателей МБОУ ДС №10 «Возрастная и ситуативная агрессия детей».

Участники поделились своими представлениями о частоте и формах проявления агрессивного поведения в разном возрасте, а презентация помогла систематизировать знания о формах, причинах и последствиях агрессивных поступков для ребенка, жертвы, свидетелей и ближайшего окружения. Агрессия может выступать как личностная черта (тенденция накапливать определенные эмоциональные состояние, напряжение, часто неконтролируемое) и как феномен межличностного общения (средство решить коммуникативные задачи, заставить других сделать что-то). Часто дети учатся агрессивному поведению от ближайших взрослых. Напряженные формы агрессии снимаются разрядкой. Выученная агрессия корректируется обучением «мирным» способам решения конфликтов и опытом продуктивного взаимодействия. В последнее время психологи-практики выделяют еще такую форму, как агрессия душевного голода – будучи лишенным теплоты в отношениях, человек устает быть в напряжении, и нервная система по компенсаторному типу автоматически «выращивает» противоположную потребность – разрушить объект привязанности, бороться с ним. Это объясняет легкость перехода безответной любви в ненависть - до которой действительно в нейронных механизмах мозга один шаг, или синдром госпитализма у детей, когда, находясь в стационаре без родителей, они сначала сильно скучают, а потом становятся равнодушными или агрессивными к родным. Дети, лишившиеся семьи и заботы близких, подлежащие помещению в замещающую семью, перенесли такой опыт, поэтому уровень агрессивного поведения у них может быть выше - до тех пор, пока все не заживет. Приемным родителям важно не принимать такую агрессию на свой счет и воспринимать ее как способ самолечения, попытку пережить травму и справиться со своей судьбой. Родителям предложено развивать у себя навыки психологического контейнирования.

Как агрессивное поведение в детском возрасте может повлиять на судьбу ребенка? Для ответа на этот вопрос Чернышова Ю.В. использовала материалы своей книги «Технология каузального подхода в работе с агрессивными детьми», которая была издана в РИРО еще в 2001 году. В книге анонимно описаны случаи из практики работы на приеме в ОСПП, сейчас это взрослые люди, и можно проследить их судьбу. В большинстве случаев при нормальном психологическом климате в семье дети и подростки выросли позитивными, доброжелательными людьми, воспитывают детей, работают на ответственных должностях, некоторые - педагоги. Но в острые периоды доставляли немало проблем родителям, сверстникам и педагогам. Главная рекомендация - не отвергать колючего ребенка или подростка, дать ему психологическое пространство быть в семье со всеми своими недостатками и несовершенствами, определить причины поведения и восполнить его внутренний голод.

Юлия Чернышова, психолог.





Возврат к списку